Важное значение в строительстве имеет организация удобной дороги любого масштаба. Для этой цели чаще всего используют железобетонные дорожные плиты, размеры которых могут быть выбраны в соответствии с условиями эксплуатации. Давайте разберемся, как классифицируются ЖБИ, и как их укладывают в различных случаях.
Производство
Качественные бетонные изделия производятся в промышленных условиях, используя следующую технологию:
- Подготовка. Заливочную форму очищают от остатков бетона предыдущего цикла. Внутреннюю поверхность металлической формы покрывают смазкой. Слой смазки уменьшает адгезию бетонной смеси и облегчает извлечение готового изделия.
- Армирование. В форму устанавливают каркас (основную и вспомогательную арматурную сетку). Каркас может быть напряженным (собранным из предварительно натянутых стержней) или ненапряженным (из проволоки или арматуры). Когда каркас сформирован, его фиксируют, чтобы сохранить заданные расстояния.
- Заливка бетона. На разных предприятиях бетон заливают двумя способами: на стенде (в небольших цехах) или на конвейерной линии.
- Тепловая обработка. Подготовленные формы помещают в термические камеры. Здесь заготовку обрабатывают горячим паром, до тех пор, пока плиты не наберут прочность 60%. Процесс занимает 8-12 часов.
- Извлечение. Когда изделия схватятся, убирают крепежные элементы. Плиты извлекают, проверяют качество и наносят маркировку.
Характеристики плит зависят от свойств используемых бетонных смесей. Для повышения износостойкости и прочности применяют смеси с различной водонепроницаемостью и устойчивостью к морозу. Кроме того, используется арматура разного диаметра, с различными показателями сопротивления разрыву и разных марок стали. Для формирования железобетонных изделий выбирают преимущественно рифленую арматуру.
Виды железобетонных дорожных плит
Существует несколько видов железобетонных дорожных плит, которые различаются по размерам, форме, цвету и назначению. Рассмотрим некоторые из них:
- Тротуарные плиты. Используются для устройства пешеходных дорожек и тротуаров. Обычно имеют размеры 30х30 см или 40х40 см и толщину от 4 до 8 см.
- Тротуарные бордюры. Применяются для ограничения тротуаров, клумб и газонов. Имеют различные формы и размеры.
- Транспортные плиты. Используются для устройства дорог различного назначения. Их размеры и толщина могут существенно отличаться в зависимости от условий эксплуатации.
- Железобетонные плиты для мостов. Используются для строительства мостов и виадуков. Обычно имеют большие размеры и высокую прочность.
Укладка железобетонных дорожных плит
Укладка железобетонных дорожных плит является сложным процессом, требующим определенных знаний и навыков. Ее проводят на специально подготовленной поверхности, которую предварительно укладывают песком или щебнем. При этом необходимо учитывать не только размеры и форму плит, но и особенности транспортных потоков и грузоподъемности дороги.
В заключение, стоит отметить, что использование железобетонных дорожных плит позволяет значительно ускорить процесс строительства дорог и улучшить их качество. Однако, необходимо правильно выбирать виды плит и учитывать особенности их укладки для достижения наилучшего результата.
Связующим веществом при изготовлении железобетонных дорожных плит является бетон. Чем выше марка бетона, тем прочнее конструкция и тем лучше она сопротивляется нагрузкам. Некоторые виды плит имеют рифленую поверхность, которая обеспечивает лучшую сцепляемость с асфальтом или другим покрытием сверху. Для удобства монтажа на торцевых сторонах некоторых плит предусмотрены петли, погруженные в специальные углубления.
Государственные стандарты предусматривают базовую классификацию по параметрам следующим образом:
- Изделия с габаритами 300х175 см (длина, ширина).
- Изделия с габаритами 350х275 см.
- Для изделий длиной 600 см ширина может быть разной: 175, 187, 350, 375 см.
Также возможны и промежуточные габариты. Готовая продукция обладает следующими параметрами:
- Толщина дорожной плиты варьируется в пределах 140-180 мм.
- Масса достигает 4-5 тонн, при этом часть ее составляет арматура. Например, в плите марки ПДН-14 весом 4105 кг на бетонную часть приходится 4032 кг, на арматуру – примерно 73 кг. Для марки ПДН-18 весом 5284 кг соответственно, 5184 и примерно 100 кг.
Характеристики
дорожных плит определены в ГОСТ 21924.0-84 (Плиты железобетонные для покрытий городских дорог) и разделены на следующие типы:
- ПДП (плита дорожная плоская) - универсальный и популярный продукт, рассчитанный на морозы до -50 °C. Подходит для строительства как временных, так и постоянных дорог, и может использоваться повторно. Материал выдерживает среднюю нагрузку: 10-30 т (зависит от марки бетонной смеси).
- ПДН (дорожная напряженная) - продукт с расширенными возможностями, который не боится морозов до -55 °C и благодаря усиленному армированию хорошо себя показывает на мягких почвах, а также способен справляться с увеличенными динамическими нагрузками. Подходит для использования в районах с суровыми зимами.
- ПАГ (аэродромная гладкая) - самый прочный и массивный (от 5 т) вид дорожных плит. Подразделяется на два типа: ПАГ-14 используется для дорог тяжелого автотранспорта, а ПАГ-18 - для взлетно-посадочных полос. Рифленые изделия выдерживают морозы до -35 °C и нагрузки до 75 т.
Маркировка
Маркировка дорожных плит состоит из буквенной и цифровой частей. Буквенная маркировка сообщает о форме и способе использования и включает следующие типы:
- П (или 1П, 2П) - стандартная форма.
- ПБ или ПББ - изделия с одним или двумя совмещенными бортами.
- ПТ - трапецеидальные изделия с небольшим рифлением.
- ПШ - шестиугольные варианты, которые могут иметь разные пропорции и способы совмещения, о чем свидетельствуют аббревиатуры ПШП и ПШД.
Особенности технологии
Использование железобетонных изделий (ЖБИ) в строительстве дорог имеет ряд преимуществ:
- Относительно небольшой бюджет для укладки дорожных плит, что обеспечивает хорошее соотношение цена/качество.
- Высокое качество продукции. ЖБИ производятся на заводах в строго регулируемых условиях и имеют определенные эксплуатационные характеристики.
- Долговечность. Дорожное покрытие, построенное из дорожных плит в соответствии с технологией, может прослужить 30-40 лет.
- Простота технологии с высокой производительностью. Укладка ЖБИ выполняется с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
- Высокие эксплуатационные характеристики. Дорожное покрытие получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным условиям. Особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
- Возможность повторного использования временного дорожного покрытия из ЖБИ (если не выработали ресурс прочности).
Недостатком являются стыковочные швы между плитами, которые требуют дополнительной обработки для достижения идеально ровной поверхности. Для этого сверху на дорогу может быть уложен слой асфальта, но это делает проект более дорогим. В случае небольших дорог швы можно заделать строительным раствором.
Монтаж постоянной дороги
Строительство дороги из железобетонных изделий (ЖБИ) может показаться несложным процессом, однако в нем имеются значимые тонкости, которые влияют на конечный результат. В любом проекте работы заканчиваются укладкой дорожных плит, но технология монтажа может незначительно различаться в зависимости от вида сооружаемой дороги.
Одной из особенностей монтажа постоянной дороги является то, что процедура подготовки грунтового основания занимает больше времени, чем сам монтаж дорожного полотна. Именно нижний слой ответственен за устойчивость дороги и ее будущую прочность. После разметки дорожного полотна, подготовка основания под дорожные плиты производится в следующем порядке:
- Выравнивание. Плитам необходима ровная поверхность, поэтому формируют дорожную траншею, срезая по разметке 25-30 см грунта.
- На дно траншеи помещается геотекстиль, который будет разделять слои и армировать всю конструкцию. Дополнительно, дно траншеи будет защищено от эрозии.
- Создается дренажный слой: проводится отсыпка щебня (гравия) и, выше, песка. Подушка смачивается водой и трамбуется: в готовом виде ее толщина достигает 20-25 см.
- Проводится финишное выравнивание основы, используя нивелир.
На подготовленную основу укладывают ЖБИ, маркировка которых начинается с цифры два. Для работы характерны следующие особенности:
- Правильность монтажа дорожных плит (ровность укладки) контролируется натянутым шнуром.
- Для работы привлекается бригада, для перемещения плит используется подъемный кран. Квалификация крановщика поможет минимизировать повреждения плитного материала в ходе работ.
- Кроме крановщика работают стропальщики, которые фиксируют плиты за монтажные петли. ЖБИ укладывают последовательно, согласно проекту
Укладка временного дорожного полотна на песок
Технология, предусматривающая создание гравийно-песчаной подушки, встречается и в частном строительстве. С ее помощью на приусадебной территории создают подъездные дорожки и стоянки для автомобиля. При обустройстве не отказываются от геотекстиля: он не дает сорным травам прорасти в межплиточных швах.
Нередко для обустройства садовых дорожек выбирают малогабаритные бетонные плиты, прямоугольного или шестиугольного формата. Вариант допустим для пешеходной дорожки (или площадки) с небольшой ожидаемой нагрузкой.
В этом случае укладка бетонных плит производится по упрощенной схеме, на песчаную подушку, желателен и слой геотекстиля. Чтобы зафиксировать края дорожки, используют бетонный бордюр.
Способ подходит, если дорога – временное решение, или ее загрузка будет невысокой или непериодической. Для временной дороги разрешается использовать материал б/у, делать упрощенную (песчаную) подушку и не соединять плиты друг с другом.
Упрощенный подход снижает стоимость работ в 2-3 раза, без большой разницы в качестве (уменьшается только срок предполагаемой эксплуатации).